Академическая дача имени И.Е.Репина - старейшая творческая база российских художников, расположенная в Тверской области неподалеку от Вышнего Волочка в живописном месте на берегу реки Мсты и озера Мстино.
В этом году Академическая дача отмечает свой 140-летний юбилей.
До революции здесь работали И. Репин, А. Куинджи, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, А. Васнецов и многие другие известные русские художники. А сейчас на даче проводятся обучающие пленэры под руководством художников, керамические симпозиумы и симпозиумы по батику, дровяные обжиги керамики, выставки и экскурсии.
Мне посчастливилось побывать на керамическом симпозиуме, который проводили Наталья Бодрикова и Александра Створа. На протяжении двух недель вместе с тринадцатью авторами они лепили, декорировали, обжигали - создавали неповторимые произведения. Рука об руку, поддерживая и вдохновляя друг друга.
Удалось увидеть лишь последние два дня симпозиума, но даже это было настолько потрясающе, что я вот уже неделю вспоминаю, разглядываю фотографии, возвращаюсь мыслями туда, за 350 км от Москвы.
Я увидела и обжиг раку, и процесс создания обварной керамики, но самое главное - огненную скульптуру, которая создавалась общими усилиями участниц.
Огненная скульптура невероятно зрелищный процесс создания большого керамического объекта, который не способен поместиться в обычную печь. Как правило, это довольно высокая композиция, которая составлена из нескольких частей и не имеет дна. Устанавливается на подтопок из кирпича, оборачивается в каолиновую вату и обжигается газом или дровами.
Сначала обжиг не такой уж и зрелищный: стоит себе в поле кулечек, набирает температуру, и больше ничего не происходит.
Но самая главная часть шоу происходит в момент раскутывания.
Каолиновую вату снимают, и перед зрителями появляется огненно-красная, сияющая скульптура, в искрах и языках пламени.
Большая буква “А” была сделана участниками симпозиума в подарок Академической даче к юбилею. Лев, Сирин и Русалка будут теперь украшать территорию дома творчества.
Другие обжиги были уже не такими зрелищными, но тоже очень интересными! И вот вроде бы понимаешь, что и почему происходит, но когда видишь процесс своими глазами, кажется, что это магия и волшебство.
Собрались женщины и совершают обряды, благодаря которым на свет появляются удивительно красивые вещи.
Если процесс обвары я видела и раньше (писала об этом здесь), то посмотреть на обжиг раку всегда хотелось вживую.
Раскаленную до красна керамику достают из печи, помещают в ямы или баки, засыпают органикой (опилки, бумага, листья), после плотно закрывают крышкой, чтобы кислород больше не поступал. Органика выгорает, забирая кислород из оксидов металлов, содержащихся в глазурях. В итоге керамика приобретает металлический блеск и становится немного закопченой.
За время симпозиума авторы создали работы, которые можно было увидеть на итоговой выставке. Прямо на траве, вокруг главного объекта - огненной скульптуры - расположились грибы и деревья, рыбы и киты, чайки и гуси, слон и носорог, насекомые и цветы. Очень разная керамика, рожденная в красивом месте талантливыми мастерами.
Когда только приехала на Академическую дачу, я бродила по территории и задыхалась от восторга, как же все там красиво! Срочно захотелось взять карандаш или краски и рисовать. А после обжигов я стала задаваться вопросом: а почему я не леплю? И не стоит ли мне на следующий год тоже присоединиться к группе?
Не иначе там в воздухе что-то есть)