На прошлой неделе многие керамисты ждали оглашения списка участников зимнего керамического фестиваля 4ceramics. Кто-то был безумно рад тому, что прошел отбор, кто-то сильно расстроен. Одно стало очевидно: фестиваль вырос и превратился в значимое событие в российском керамическом мире. Почему и как это произошло, я попыталась выяснить у создательницы фестиваля Елизаветы Солоницыной.
- Кем ты сейчас себя больше ощущаешь: художником, керамистом или организатором фестиваля?
- Хороший вопрос. В данный момент - организатором фестиваля. Я сама не участвовала ни в одном фестивале как художник. Моя художественная деятельность закончилась с рождением ребенка. Я как раз стала членом московского союза художников, участвовала во многих выставках, и после этого все закончилось. Закончилась вера в то, что твои выставочные работы кому-то нужны. Поэтому и появилась идея сделать мероприятие, которое даст людям возможность реализовать свои художественные творения. И сейчас мне кажется, что это вполне реально. В первую очередь я сейчас организатор, но все же стараюсь поддерживать и художественную часть - выделять время на небольшие творческие проекты.
- Расскажи про фестиваль: с чего он начался, с какими трудностями ты сталкивалась, что ждешь от него в дальнейшем?
- Я расскажу с самого начала. Я пошла в детскую изо-студию в восемь лет, и у меня была преподаватель - настоящий художник-керамист. Она выставлялась, у нее были работы в ЦДХ, я ходила на ее выставки, видела все это с подросткового возраста. А потом стала замечать, что салоны и галереи закрываются. Люди работают, работы интересные, а реализации никакой. В конце института стали с подругами делать чашки и участвовать в маркетах. Стоимость аренды была высокая, мы вкладывали свои силы и время, но ничего не получали. Потом я ходила на творческие группы в Воронцово, общалась с художниками, разговаривала с ними. Рассказывали, что все мастерские в работах, ничего не продается. И в какой-то момент я подумала: маркеты развиваются, фестивали развиваются, может быть и мне сделать что-то керамическое? Последней каплей, подтолкнувшей к решению о создании фестиваля, стала стоимость аренды стола на очередном маркете - тридцать тысяч. Тогда и пришла идея сделать то, что я сделала. Изначально я планировала, что участие будет стоить шесть тысяч рублей, эта сумма покрывала лишь аренду помещения и столов. Я не переживала по поводу того, что смогу уговорить принять участие авторов, но площадки все оказались очень дорогими. Мне понравилась площадка на Новокузнецкой, но там получалось как минимум по десять тысяч с участника. Я писала письма и просила снизить стоимость аренды. Аренду снизили, и появилась возможность привлечь людей за те деньги, на которые я рассчитывала. Для авторов, конечно, был большой риск принять участие в неизвестном мероприятии, вложить свои деньги и посмотреть, что из всего этого выйдет. Чтобы убедить людей участвовать в фестивале, я встречалась с ними лично. И в итоге фестиваль прошел на ура, людей было очень много, были хорошие продажи. Тогда было всего 18 участников.
- Следующий фестиваль организовывать было страшно: надо было увеличить площадку, а денег на большую площадку не было. Я снова искала помещения, и снова ничего не получалось. В итоге мне помогла Алина Вестфрид (организатор большого керамического паблика в ВК - Мир красивый как сюзани), она тогда работала на Кристалле. Это была вторая площадка фестиваля. Я понимала, что она далеко от метро, пришлось сразу закладывать маршрутки, постоянно работать над навигацией, чтобы фестиваль было проще найти. Площадка конечно была не той красоты, которой хотелось бы, но в итоге фестиваль тоже прошел отлично и все участники остались довольны. Пришло очень много посетителей. После этого дважды фестиваль проходил на дизайн-заводе Флакон в пространстве Куб. Первый раз Куб прошел нормально, а вот во второй - было уже тесновато.
- На ЗИЛе было здорово, классно, много детей. Он по площади в два раза больше чем Куб, помещение очень просторное, хотя производители стояли плотно. Но огромный минус ЗИЛа в том, что это государственная площадка. Для того, чтобы открыть любую дверь, надо было позвонить менеджеру, менеджер звонил охраннику, а тот шел через всю территорию открывать дверь. Так вот между звонком и действием проходило как минимум двадцать минут. А решать проблему надо всегда срочно.
- На следующем фестивале на Даниловском число художников возрастет незначительно, а вот количество производителей и занимаемой ими площади вырастет ощутимо. Сильно увеличится фудзона. Будет зона мастер-классов и сцена. Будет около 80 художников, и я еще думаю взять на фестиваль производителей керамики уже более крупных.
- Фестиваль вырос с 18 авторов до 80?
- Да, но тут такой момент: я не хочу, чтобы авторов было очень много. Я всегда смотрю по заявкам. Вот так сразу берешь, даже не задумываясь, около 40. Это те авторы, которые делают совершенно разные работы, не только чашки. У них большой ресурс и видно характерный стиль. Я стараюсь не увеличивать количество участников. Зрителю ведь тоже интересно, когда он видит разное. То есть вот на ЗИЛе было 70 и я помню всех, это количество еще можно воспринимать.
- А как отбор происходит? Ты сама лично отбираешь? Или группа товарищей?
- Была группа товарищей, в этот раз никому не писала. У меня есть папка огромная с заявками. Я откладываю сразу 40 в папку “прошли”, в папку “не прошли”, и в папку “под вопросом”, и как раз ее мы обсуждаем. Например, в прошлый раз эта средняя папка была что-то около 50 заявок, а надо было выбрать 15. Они похожи. И вот тут подключается жюри. Каждый член жюри ставит заявкам плюсы или минусы, потом мы их подсчитываем, и по количеству набранных плюсов отбираем. Но в итоге все равно остается заявок 20 с одинаковым количеством плюсов, а мест всего 5. И вот это наверное самое сложное: решить кому дать шанс. Но бывает что именно за два месяца до фестиваля начинающие авторы делают невероятные рывки.
- Тебе кто-нибудь помогает делать фестиваль? Или все сама?
- Я вижу, что фестиваль растет. Его очень сложно стало реализовывать самостоятельно. После апрельского фестиваля меня муж увез в конце и я ощущала полнейшее выгорание, когда ты чувствуешь себя тонкой ниточкой, тебя практически нет. У меня есть девочки, которые мне помогают, но они помогают только во время фестиваля. В апреле я поняла, что их надо как-то тренировать, чтобы они отвечали за определенные зоны фестиваля. Сейчас я планирую подключать всех более активно и давать задания до фестиваля в Даниловском. Но пока делаю все сама. Для меня очень важны именно мои мысли и ощущения. Сейчас для меня Даниловский очень важен. Это переход уже в выставочный формат. Я даже планирую написать всем участникам о том, что “давайте забудем о том, что это маркет, мы готовимся к выставке".
- Как тебе ощущение, что ты сделала первый керамический фестиваль?
- Я помню когда-то в кубе ко мне подошла Наташа Качур и говорит: “Лиза, ты понимаешь, сколько ты делаешь для развития керамики в России?” Я такая: “нет, я не то, я организую праздник, мы встречаемся, нам классно”. Но после Куба перед фестивалем на ЗИЛе люди писали в инстаграме, что они готовятся, стенды рисуют, и ты видишь, как художники с каждым годом растут, и как они в течение фестиваля осознают, где и что надо исправить-доработать. И тут понимаешь, что делаешь что-то особенное. А потом ты едешь с друзьями-керамистами в Самару или Рязань, и они тебе говорят, что ничего бы этого не было без фестиваля.
- А расскажи про керамический трип. Что это было такое?
- На 4ceramics едут участники со всей страны, во время фестиваля они стоят за своими стендами, а как пообщаться? И я подумала, что надо хотя бы пару часиков выделить на неформальное общение. И вот когда-то в кубе фестиваль совпал с моим днем рождения, мы с друзьями просто остались после, чтобы отметить. И я подумала, что это вполне реально - в субботу задержаться на пару часов. И в следующий раз в кубе мы уже остались на спонтанную вечеринку, заказали пиццы, сходили в магазин, и два часа общались. Потом мы устраивали на ЗИЛе фуршет, Алексей Писарчук танцевал танго. Участники из других городов стали звать в гости в свои мастерские. И вот мы летом поехали компанией сначала в Рязань к Кате с Максимом в Цвет Мака. Обещали ни слова не говорить о керамике, поехали просто как люди. Никто не строил планов. Мы посетили кучу мест, сходили в мастерскую. Конечно, все равно говорили про керамику, как без этого? Потом поехали в Самару к Саше Ovo_ceramics, решили гулять не по центру Самары, а уехали на остров, искупались, вернулись домой. А на следующий день пошли в мастерскую к Саше, он устроил нам классную экскурсию по центру Самары. То есть это было больше не про керамику, а про людей и впечатления. Нас очень многое связывает. Маша Безуглая сейчас уезжает в Португалию, мы думаем а не поехать ли теперь в трип туда. А кроме того, у нас будет командировка: мы едем в конце марта в Лондон на Ceramics Art London. Я уже давно хотела посетить эту выставку, чтобы понять как реализовать свою идею с фестивалем.
- На фестивале у тебя получается зарабатывать?
- Ну, да. Все боятся, что я не зарабатываю. Я зарабатываю. Но просто у кого-то одни денежные ожидания, у кого-то другие. Мне хватает. К тому же есть плиточные проекты, и еще я то хоккеистов, то бластеры расписываю. Я не знаю что будет с Даниловским, но сейчас думаю в сторону спонсорства и грантов. Сейчас чувствую, что очень не хватает рекламы. Даже с учетом того, как много людей было в ЗИЛе, мне кажется, что этого недостаточно. Я считаю, что на Даниловском будут совершенно другие масштабы публики.
- А что тебе приносит больше денег?
- Плитка.
- У тебя очень много больших плиточных проектов. Откуда ты их берешь? Откуда появляются клиенты? Например, кафе в Париже, ресторан в Казани, панно с поцелуем Климта?
- Один раз мне знакомый из Строгановки написал, что ищут плиточников, и я согласилась попробовать. Это оказалось кафе Турандот. Тогда я даже не знала что это, если честно. Мне показали что надо сделать: необходимо было повторить проект художницы из Гжели, сама она, к сожалению, умерла от рака. Я за проект взялась и только потом узнала, что плитка отправится в Париж. У меня тогда не было ни мастерской, ничего, а надо было сделать 500 плиток.
- И сколько ты по времени их делала?
- Два или три месяца. Честно говоря, может это было не 500, а 2000, я уже не помню. Плитки на облицовку двух туалетов. У меня тогда не было раскатчика глины, поэтому раскатывали плитку мои друзья, я делала только плитку с калевками, с росписью. Клиенты находятся по знакомым. Мы сделали один заказ, им понравилось, они еще раз меня пригласили, и мы сделали санузел в Дубаи (франшиза кафе Пушкин). И вот они на днях мне снова звонили. Я не делаю никакую рекламу. Потом мы делали проект вместе с Машей Кеслер. Там четыре огромных панно азулежу 2х3 метра в загородный дом. А с Климтом девушка пришла ко мне домой и говорит: я купила плитку, хочу такую же, а завод закрылся, я прошла 5-6 мастерских и никто не взялся. Мне нравятся заказы, с которыми никто не справился, а у меня есть шанс осуществить чью-то идею.
- У тебя бывает так, что приходит заказчик и говорит: хочу панно 5х10 метров, а у тебя на носу фестиваль, отказываешься?
- Нет, не могу. Когда приходит что-то интересное, особенно если не просто плитка, а панно - то есть художественное и творческое, конечно я буду работать 24 часа в сутки, но не откажусь. В сознании людей, обладающих деньгами, украшать дом надо картинами. А если они приходят и видят другое, и у них откладывается в голове, что ведь это могут быть не только картины. Хорошее выполнение этих заказов влечет за собой развитие интерьерной керамики.
- Ты член союза художников?
- Да.
- Что это тебе дает? Какие привилегии?
- Ничего. Ты выпускаешься из института, работ у тебя практически нет, они остаются там. Я пошла в Воронцово в творческие группы делать свою коллекцию, с которой и планировала вступать в союз художников. Я сделала коллекцию, приняли хорошо. Но тут ведь вот какое дело: ты уже заранее знаешь, кто тебя будет смотреть, что это за люди, что им понравится, и ты уже делаешь работы под эти ожидания. Конечно, ты находишь в себе историю, которая нравится и тебе, и точно понравится им, на эту тему и делаешь. Плюс за плечами должны были быть выставки. Они у меня были. Пока я училась в институте, я выставляла свои творческие работы в Молодежке. Меня приняли в Союз Художников. И что потом? Ты можешь участвовать в выставках, которые проходят на Кузнецком мосту. Эти выставки не дают ничего, кроме того, что ты там стоишь. И могут дать мастерскую. Могут дать, а могут и не дать. А могут дать с долгами. Кто-то говорит, что их дают бесплатно, кто-то говорит, что платно. Но честно, проще отдать те же деньги и снять мастерскую там, где будет удобно, и спокойно работать. Все это выглядит так почему? Да потому что не обновляется система.
- Есть ощущение, что вот как оно когда-то было, так все и осталось.
- Да, там есть хорошие художники. Но вот вся эта система, и подача информации, и афиши, и все, что там происходит, оно ведь тоже сподвигло на рождение мероприятия, которое будет посетителям интересно. Я один раз приценивалась к Кузнецкому мосту, хотела обновить площадку, хотела сделать что-то, что будет не в формате Московского союза художников, но будет продвигать керамику, на что мне сказали: миллион. От этой идеи я отказалась и решила идти своей дорогой.
До фестиваля 4ceramics еще больше двух месяцев, но авторы уже вовсю готовятся, придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Я обязательно приеду в Даниловский Эвент Холл 30 ноября, чтобы своими глазами увидеть, что нового покажут постоянные участники фестиваля, познакомиться с новыми авторами и убедиться в том, что керамика в России не стоит на месте.
Антонина Потепалова