Вы наверное встречали керамику черного цвета с металлическим отливом.
Такие керамические изделия больше похожи на изделия из чугуна. Но нет, они сделаны из глины. А такой специфический цвет они приобретают благодаря чернолощению.
Чернолощение - древняя техника. В России широкое распространение она получила в начала XVII века, хотя на территории Москвы находят изделия, датируемые и III веком нашей эры.
Цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом изделиям придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью восстановительного обжига.
Как это работает?
Посуда изготавливается на гончарном круге или методом шликерного литья, подсушивается и полируется галькой, гладким камешком, ложкой или стеклянным пузырьком до блеска и гладкости. Этот процесс называется лощением.
После полировки и нанесения окончательных узоров керамика отправляется в печь.
После спекания черепка в печь (около 700 градусов) добавляются восстановители - материалы, выделяющие много дыма: дрова, опилки, смолы (в некоторых источниках я встретила упоминания резины и даже навоза). А саму печь замуровывают, чтобы перекрыть доступ кислорода.
В итоге и получается такая гладкая и черная поверхность.
В настоящее время технология чернолощения практически не используется, не смотря на всю ее уникальность, эффектность и оригинальность. Обусловлено это тем, что сама технология сложна в условиях современных городских мастерских. Но этот способ декорирования керамики все еще популярен в мастерских, имеющих печи на улице.
Как правило, чернолощеная керамика это керамика в классическом русском стиле: горшки, крынки, кувшины, кухли, чугунки, сковороды с крышками. Смотрится красиво, но не в каждый интерьер подойдет. А вот посуда, сочетающая в себе чернолощение и необычные формы, различные комбинации с глазурями и интересные рельефы, может быть весьма востребована в современном доме.
В магазине DishWishes появилась новая коллекция керамики в технике чернолощения от
мастера-керамиста Велеслава Боголюбова.
Велеслав живет и создает свою керамику в Феодосии. Использует местные крымские глины, авторские глазури, техники: молочение, дымление, комбинацию техник. Восстановительный обжиг Велеслав проводит только в сосновых опилках. Большая часть изделий имеет рельефные узоры - отпечатки листьев и трав, кружева, штампов. Очень эффектно смотрятся чайные пиалы в смешанной технике: внешняя черная рельефная поверхность и яркая глазурь внутри.
И хотя большинство источников указывают на то, что черепок в чернолощеной керамике хорошо спечен и имеет практически нулевое водопоглощение, как и в случае с молочением или обварой, я бы не рекомендовала мыть такую посуду в посудомоечной машине.
Фото и текст: Антонина Потепалова
DishWishes.ru